Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Как человеку воспитать в себе сильную личность?

| 0 комментариев

Поделитесь с друзьями:
  • 3
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    4
    Shares

Предыдущие две статьи о сильных людях и о том, что подразумевается под силой, находятся здесь:

Что значит сильный человек? Бывают ли сильными люди?

В чем заключается сила? В ответственности!

Рекомендую познакомиться с ними, чтобы плавно войти в тему и разобраться, как же взрослому человеку воспитать в себе сильную личность.

Итак, начнем с азов:

1. Сильный человек = ответственный человек.

Человек, делающий выбор и несущий за него посильную, адекватную ответственность.

(Например, и вы, и любой другой человек не может отвечать за здоровых дееспособных людей. Даже если это:

а) ваши близкие

б) ваши дети

в) ваши подчиненные / начальник

г) зависимый человек.)

2. Согласно теории марксизма-ленинизма терминологии гештальт-терапии, функция “Я” (Self) представлена тремя составляющими:

- “детским”, “животным”, “импульсивным” Id,

- функцией, отвечающей за выбор и самооценку (какой я?) – Ego,

- “родительской”, “контролирующей”, “оценивающей”, “моральной” функцией Personality.

Не учитывать любую из них, воспитывая в себе сильную личность – подобно постройке замка без фундамента. То есть, опасно – может обсыпаться на голову горе-строителям. Можно, например, давить-давить и додавить себя до депрессии

 

Что нужно, чтобы воспитать в себе сильный характер, сильную личность?

1. Как ни неприятно это говорить, но сначала придется заняться “изучением микросхемы”. То есть, выяснить, как обстоят дела:

- с условно “детской” частью – легко ли и точно ли вы удовлетворяете свои желания, потребности?

- с условно “родительской” частью – что именно вы думаете о себе? Какой вы, по вашему представлению? Насколько, по вашему мнению, это совпадает с оценками окружающих?

2. После этого придется “прозвонить” и еще одну “цепь” – а именно, функцию выбора, функцию Эго.

Очень часто здесь случается один из двух вариантов:

- Она “погибает” под невыносимой тяжестью “верхнего этажа”, расплющена и изувечена:

  • моральными ценностями
  • семейными установками
  • идеями о том, “каким должен быть идеальный человек”
  • самобичеванием, самоедством - мол, “я должен был  к ХХ годам достигнуть того, этого, быть таким, этаким, но не сбылось – значит, я тряпка!”

- Она “тонет” в детских импульсах, желаниях, потребностях.

Внезапный выплеск чувств, ощущение “меня несет, и я ничего не могу с собой поделать”, внезапные влюбленности, катастрофические смены места работы, учебы, новые и новые хобби, диеты и обострения “жора”, шопинг до последней копейки могут говорить о том, что вместо функции выбора приходит незамутненный детский Id.

Куда хочу?

Куда лечу?

Я ворона вольная!

(с) Домовенок Кузя 

Происходит это не от безволия или “в конец оборзелости”, а только от того, что с самого начала тихие просьбы “внутреннего ребенка”, наших потребностей, в упор игнорируются. И только когда они не просто вызреют, а когда “сгорят предохранители”, желания вырываются на свободу. Разворачивается то ли бунт, то ли трагедия. Зато можно “успеть нахвататься на воле” того, что было запрещено в обыденной жизни.

- Слабость эго-функции.

Порой случается и такой вариант, когда вроде бы и авторитеты, моральные установки не довлеют, и с удовлетворением потребностей более-менее все в порядке. А “силы воли” все нет и нет. Тогда можно говорить о слабости эго-функции. Просто не тренированная мышца.

Если не приходилось особенно напрягаться, чтобы чего-то достичь, если всегда хватало “мы и так проживем”, “на наш век хватит”, то действительно, может оказаться, что и выбирать-то – нечем.

Более того, когда нет самоанализа, периодического возвращения “а чойта я?”, “а зачем я это сделал?”, “и кто я после этого?” – то функция эго не развивается – незачем.

 

Ну как, более-менее определили ваш случай из трех?

Тогда пойдем к следующим, насущно-практическим задачкам.

 

Что делать с собой, чтобы стать сильным человеком?

Упражнения на развитие силы воли и силы характера у взрослого человека довольно просты. Вот собрание рекомендаций, а вы можете выбирать то, что вам больше по душе.

1. Взяв ответственность – нести до конца.

- Читать книгу “от корки до корки”, от первой до последней страницы, волевым усилием дочитывать, раз уж взялись, не бросать.

- Составить план действий исходя из своих желаний, и выполнять его хотя бы в течение 3 недель. Не берите много на себя – возьмите хотя бы 1-2 ежедневных действия.

- Выполняйте обещания, которые даете знакомым, даже вскользь. Если вы “плоховато, но согласились” – сделайте, чтобы запомнить это ощущение. Это ВАШИ силы, ВАШЕ время пошло на удовлетворение их желаний и потребностей. Так вы сможете больше ценить себя – а через это – и распоряжаться “силой воли”.

2. Замедление.

Эго-функция – штука коварная. Она требует времени (к счастью, с тренировкой – немного), чтобы человек мог сделать более-менее осознанный выбор. А значит, вам понадобится научиться замедляться.

- Медленно помойте голову.

- С чувством сходите в туалет.

- С вниманием возьмитесь за проект, распишите его по пунктам, отмечайте каждый из них.

- Попробуйте сконцентрироваться в повседневных делах на телесных ощущениях (тактильных, звуковых, зрительных, вкусовых, запахах).

- Попробуйте хотя бы по 15 минут в день, идя пешком, замечать, куда вы ставите ногу.

- Отвлекайтесь от текущего занятия трижды в день и отслеживайте, КАК именно вы дышите.

3. Сделать паузу.

Есть такой момент: между желанием (импульсом) и действием (реализацией) всегда есть зазор по времени. Именно он на 100% работает на тренировку эго-функции и взращивание силы воли у взрослого человека. Воспитать сильную личность можно только складывая и приумножая -

  • свои поступки,
  • свою ответственность за них,
  • свои решения.

Делайте паузу. Перед тем, как начать что-то делать, определите, зачем это вам. Закончив делать, назовите, каким вы были в этой ситуации. Какой опыт извлекли.

Достаточно будет “я был пассажиром”, если вы ехали в общественном транспорте.

“Я смотрел на рекламы и хорошо отдохнул”, если вы были там же, но изучали рекламы.

“Я записал телефон курсов английского и планирую уточнить условия” – если были, изучали и записали.

Как много разных “Я” может оказаться в одной и той же ситуации!

4. Эго как самооценка.

Оргвыводы – лучшее, что может для вас сделать функция Эго. Вы сможете пользоваться собственным опытом, вместо того чтобы “проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа” – то есть, непонятно, кто в ситуации объект,  субъект, кто действовал, зачем действовал.

После научения паузе (и обнаружению своих мотивов) вы сможете складывать ваши “добрые дела”, ваши поступки, ваши достижения, даже самые маленькие, чтобы после на них же опираться в дальнейшем.

 

Маленькая притча, которая вас согреет на этом пути

Есть притча о просьбе мудреца о скромном вознаграждении.

“О великий шах! – сказал он правителю, желавшему его удостоить особой чести. – Положи на первую клетку одно зерно. На второй клетке шахматной доски – два. Затем – четыре. И так удваивай на каждой из них.”

Шах рассмеялся: “Но почему ты просишь так мало?”

Когда придворные мудрецы шаха посчитали награду, то выяснилось, что зерен нужно отсчитать 18 446 744 073 709 551 615. По размерам это – величиной почти с амбар 10 на 10 на 15 метров.

 

Так и ваша функция Эго – собирая для вас по крупицам достижения каждого дня, успехи, удачные решения, делая выбор – да или нет, отказать в просьбе или согласиться, пойти направо или налево – будет развиваться в той же прогрессии.

А значит, шанс воспитать в себе сильного человека есть в любом возрасте!

 


Поделитесь с друзьями:
  • 3
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    4
    Shares

Leave a Reply

Required fields are marked *.

*