Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Почему возникают “затыки” и сложности в психотерапии?

| 0 комментариев

Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

После установления более-менее рабочего доверия к психотерапевту, клиент обычно начинает активно работать.

Появляются первые результаты, которые воодушевляют, первые успехи, которые радуют.

Появляется надежда: “О, да я могу быть счастлив(а)!”, “У меня все-таки получится!”

Однако не все так просто. Порой в психотерапии случаются и “затыки”, и сложности. В чем причина таких состояний? Почему с психотерапевтом становится сложнее работать? Почему нет зримого, ощутимого результата? 

Основные причины затыков и сложностей с психотерапевтом

Сходу отложим ситуацию, когда изначально вам попался “не ваш” терапевт. Так бывает, однако если первые улучшения уже случились, вы все же выбрали достаточно хорошего специалиста. Так откуда “затык”?

1. В процессе психотерапии пришлось вплотную подойти к “эмоциональному клубку”

Как правило, быстрый результат дают более-менее несложные проблемы, с которыми клиент готов работать. Они в меру поверхностны, словно не хватало камушка, чтобы обрушить небольшую “лавинку прозрения”. Однако после первичной “расчистки завалов” клиент может подойти к своей главной проблеме. И вот тут уже может оказаться, что “все смешалось – кони, люди”.

Эмоции, замороженные годы или десятилетия назад. Взаимосвязи с событиями. Семейный сценарий. Родительское послание (“ты должен быть таким-то”, “ты должен действовать вот так”). “Оттаивать” свой айсберг нужно постепенно, поэтому темп изменений сильно снижается.

2. Сложно поменять роли

Если клиент пришел к психотерапевту как к маме, то есть – за теплом, поддержкой, принятием – бывает сложно увидеть и другие части терапевта. А это:

- его предъявление клиенту границ, естественных и личностных ограничений,

- возвращение клиенту ответственности: “Смотри, ты делаешь это, у тебя получается вот такой результат, как тебе он?” Часто показ причинно-следственных связей (“нажми на кнопку – получишь результат, и как он тебе, нравится ли? подходит ли?”) не очень приятен,

- собственно личность терапевта: если клиент видит в терапевте значимую фигуру “из своей жизни”, очень неприятно замечать, что из-за этой фигуры то там, то сям проступают черты реального человека.

3. “Затык” с функциями в процессе психотерапии

Есть такая распространенная шутка, в которой лишь доля шутки:

даже если терапевт – бородатый мужчина, первая роль, которую он будет отыгрывать для клиента – это кормящая мама.

И наоборот: следующая стадия – побыть “подтягивающим”, мотивирующим, структурирующим “папкой”, даже если у терапевта 6-й размер груди и аппетитные формы. Клиенту бывает сложно принять, что и об этой, типично “папской” области жизни его тоже обучит тот же терапевт.

4. “Хорошая и плохая грудь”

Одна из стадий развития ребенка – это восприятие всего, что дают ему родители, как хорошего.  А если дают плохое, если делают что-то, что ему не нравится – “верните мне ту, хорошую маму!”

В норме взрослый человек способен переносить, что владелец и “хороших” для него, и “плохих”, не нравящихся качеств – один человек. В каждом есть и то, и другое.

Другое дело, что если клиент и терапевт работают над  задачами развития, то совместить “хорошую и плохую грудь” бывает крайне сложно. Опознается этот “затык” по ощущению “У терапевта есть то, что мне нужно, но он, гад, специально не дает”.

5. Травма-травма и ее друзья

Травма может быть острой и хронической. И если в первом случае можно увидеть “корневой эпизод” либо опознать его по другим проявлениям (не через рассказ клиента), то во втором человек, придя на терапию, приносит с собой всю “шрапнель” от травматичного опыта своего детства.

В итоге “чинить”, доставать осколки можно довольно долго. Зато когда все заживет, можно будет наконец наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях (а не видеть повсюду только травмирующую ситуацию либо ее предвестники).

6. Все по Арнольду Бейссеру

“Парадоксальная теория изменений” А. Бейссера гласит: сначала узнай, где ты, а потом уже тебе, может быть, захочется как-то менять ситуацию. Если клиент (а может, и терапевт, “в бессознательном сговоре” с клиентом) не определяют или неверно определяют,

  • где находится клиент
  • какой он
  • что с ним
  • какова реальность
  • каковы истинные потребности клиента,

то можно долго ходить по кругу, заниматься “успехом”, “отношениями”, другими темами клиента. В то время как в реальности, возможно, у того на порядок меньше сил и ресурсов, чтобы меняться и менять условия жизни, достигать и так далее.

7. Когда шаблоны дороже…

“Сократ мне друг,  но истина – дороже”

Увы, не всем везет так легко отказываться от привычных шаблонов (паттернов поведения), и не все готовы пробовать что-то новое, даже если на словах говорят именно так.

Попробовать по-другому – значит, поставить на кон свою компетентность, признать себя хоть на минутку не экспертом в собственной жизни.

Если клиент раз за разом выполняет шаблонные действия (например,

  • приходит и обесценивает терапевта,
  • или наоборот – приходит и нахваливает терапевта,
  • приходит и только рассказывает о своей жизни, не ища “обратной связи”,
  • привык справляться только сам, и никого не допустит в этот священный процесс,
  • привык полагаться на других, и не готов взять на себя ответственность за свою жизнь),

рассчитывать на изменения и хороший темп продвижения не приходится. Придется либо рискнуть – либо ждать подходящего шанса. А это уже…

8. Когда количество переходит в качество

Бывает такой важный этап в психотерапии: вроде бы ничего не происходит. Раз за разом терапевт принимает клиента таким, какой он есть, принимает, принимает, еще раз принимает…

А потом количество переживаний переходит в качество. Клиент понимает (обычно, чуть позже, чем делает:)), что уже и сам принимает себя, готов себя выдерживать, не сваливаясь в стыд, вину, глухую оборону. Аналогично накапливаются и другие результаты:

  • - в общении (наработка коммуникативных навыков),
  • - в замедлении (жить не торопясь, прочувствованно) или ускорении (перестать тормозить),
  • - в работе (чувство “я достоин” переходит в “я претендую, пробую, берусь и делаю – и наконец получаю результат”).

Поэтому порой клиенту необходимо время, чтобы это накопление сработало. И тогда сложности с психотерапевтом прекратятся “как бы сами собой”.

 

P.S. Из личного опыта как клиентки я ярко помню пп.1-5 и 8:) Поэтому не бойтесь трудностей: там, где трудно – там есть место для роста и новых впечатлений, ценного опыта и новых навыков.

P.P.S. А какие “затыки” и сложности в терапии знаете вы? Может, я еще что-то не упомянула?


Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Leave a Reply

Required fields are marked *.

*