Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Каким должен быть психотерапевт?

| 0 комментариев

Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

К сожалению, идеального психотерапевта, как и универсального психотерапевта, не существует. Кто-то объективно быстрее и лучше работает с одними темами, а кто-то – с другими. С кем-то именно у этого клиента больше комфорта в общении, а с кем-то – меньше. Однако несмотря на все различия, психотерапевт должен быть:

1. Профессиональным

Поддержка профессионального сообщества всяко лучше, чем ее отсутствие. Участие в образовательных программах лучше, чем неучастие. Кроме того, только в среде профессионалов, равных или более опытных, можно получить адекватный отклик на свою деятельность. Гораздо опаснее смотрятся профессионалы, которые, получив образование, отходят от сообщества, не приемлют критику или отзывы коллег, начинают заниматься чем-то “своим”, “загадочным”, “тайным”. Это – ближайший путь к непрофессионализму.

С другой стороны, никакие “рекомендации лучших собаководов” и сотни дипломов в кабинете не способны заменить живого участия в процессах клиента, чуткости и умения анализировать обнаруженные затруднения.

И с третьей, есть небольшая категория людей (практически в любой профессии), которые сбегают от работы  – в учебу. Учатся, учатся, имея уже 10-15 лет участия в образовательных программах, а непосредственно клиентов у такого психотерапевта – 1-2.

2. Практикующим

Практика – критерий истины. Чуткий психотерапевт просто не способен оставаться равнодушным к своим регулярно проявляющимся недостаткам и с большей вероятностью начнет работать над ними, чем профессионал без практики.

Чем больше клиентов у терапевта, и чем больше они стремятся к среднему сроку нахождения в терапии (а не “вошел, побывал пару раз и вышел”), тем лучше для каждого нового клиента.

3. Устойчивым

Есть такие термины в гештальттерапии: холдинг и контейнирование. Холдинг обозначает умение удерживать неприятные эмоции, выдерживать их в контакте. Редкие встречи клиента и терапевта проходят в обсуждении “цветов и бабочек” в жизни клиента. Как правило, в первую очередь клиенты рассказывают и прорабатывают те истории и ситуации, в которых им было “плохо”.

Умение удерживаться, несмотря на чувства, которые вызывает рассказ, определяет устойчивость терапевта.

Считается “хорошей маркой” и показателем качества при работе терапевта такой навык, как оставаться собранным, целостным, находясь со всем “говном”, которое “выливает” клиент. А ведь порой еще и “выливает” на психотерапевта, а не “рядом”!

Посмотрите на своего будущего психотерапевта внимательно: насколько он склонен “вспыливать” или “раздражаться”, насколько он собран и внимателен в работе, насколько, по вашему мнению, устойчив. Ведь нет хуже беды, чем ситуация, когда вслед за клиентом “разваливается” или “расклеивается” еще и психотерапевт…

4. По возможности – безоценочным и аморальным
(находящимся вне моральных норм)

К психотерапевтам клиенты идут, может, и за тем, чтобы получить оценку (“скажите, что я поступил правильно”, “скажите, что это она нехорошая, а я – ок”). Однако толковый психотерапевт воздерживается от критериев оценочности, давая клиенту самостоятельно определить для себя критерии “вот так мне подходит”, “это мне не нужно”, “как бы это мне сделать, чтобы и человека не обидеть – и самому интересы соблюсти”.

“За бортом” оказываются:

- представления психотерапевта о “лучшей” религии (или подходящем мировоззрении),

- мысли о том, что приемлемо делать, а что – нет, моральные принципы,

- представления о том, что какие-то ценности – важнее, а какие-то – менее важны.

Конечно, это не так легко принять клиенту, который пришел за оценкой и поддержкой. Однако грамотный психотерапевт избегает добавлять что-либо от себя на одну чашу весов, “помогая” клиенту (“да, семья – это всегда хорошо, развестись – всегда плохо”, “работа – это самое главное, или не главное”).


Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Leave a Reply

Required fields are marked *.

*