Психологи с завидной регулярностью рассказывают с экранов ТВ, в газетах и журналах о компьютерной зависимости. Эти слова падают на благодатную почву – на издерганных родителей, желающих приобщить свое чадушко возрастом от 8-12 лет и практически до бесконечности (40-45 – не предел) к более общественно полезной деятельности, чем компьютерные “танчики”, “стрелялки” и прочее “мочилово”. Да и “строительные игры” кажутся не слишком уместными – когда в них сидит и играет великовозрастный балбес, которому по силам построить вполне реальный, а не компьютерный домик…
Что же важно понять родителям, тетушкам-дядюшкам, бабушкам и прочим оказавшимся “по ту сторону” компьютерных баррикад?
1. Это – лучшее, на что он способен (она способна)
Вы правда можете изойти на нет и ничего не доказать. Порвать вашего “великовозрастного” на британский флаг или устроить ему звездно-полосатую задницу, если вы практикуете побои с целью воспитания.
Однако важно для начала признать одно: ваш балбес делает то самое лучшее, на что он способен.
Причин для этого может быть тысяча и одна, вагон и маленькая тележка.
- В реальном мире все довольно сложно, и каждый провал – он чересчур реален, болезненнен. В “компьютерном” мире можно облажаться, разозлиться, и после этого начать заново. Выбор – очевиден.
- В реальном мире, чтобы доказать, что ты умеешь что-то делать, придется конкурировать с родителями (которые всегда все делают лучше тебя). В компьютерном мире родители уже по умолчанию “забеждены”, и детинушка имеет все возможности проявлять себя (см. Страх кастрации – моральной, не пугайтесь:)
- В реальном мире действия даются большим трудом, результата ждать долго, да и не факт, что он вообще будет. Так есть ли смысл действовать в нем, когда есть отличный суррогат, в котором время ожидания – на несколько порядков меньше?
- Рискуя действовать в реальном мире, человек сталкивается с необходимостью проживать вполне реальные чувства. А кроме гордости, удовольствия, радости труда и прочих прекрасных чувств, это еще и горечь потерь, разочарований (в т.ч. в себе), злость, недовольство, стыд, вина, страх, ужас и другие. Кто поможет человеку справиться с ними?
В норме взрослый человек сам справляется с такими чувствами, сам обращается за поддержкой и выстраивает (и поддерживает) своего рода “социальные сети”, кому можно позвонить и рассказать, получить подсказку, ободрение, понимание. Но зависимый любого рода с большим затруднением выполняет все эти действия.
- Время жизни пролетает незаметно. И если раньше “побыть в с собой” можно было отчасти – на работе, отчасти – читая газету, в транспорте, на отдыхе, еще где-то и как-то, то теперь от человека требуется (со всех сторон, набатом):
Достижения, достижения, достижения.
От этого набата хочется спрятаться, и уткнуться в “комп” – одно из наиболее доступных (и, к слову, безопасных) решений.
2. Узбагоительное заказывали?
Любой человек стремится к двум вещам: к покою и безопасности, и чтобы было интересно. “Эти ваши интернеты” отлично удовлетворяют обе потребности. Развлекательная составляющая времяпровождения “в интернете” или “в игрушках” стремится к максимуму, адреналин вырабатывается, кипит жизнь!
Но одновременно эта “жизнь понарошку” очень безопасна. Она – словно гарантия, что с игроком или любителем развлекательного контента все будет в порядке. Настоящего риска нет. Как и последствий.
О каких последствиях я говорю?
- Устраиваясь на работу, человек заранее принимает ответственность за то, что он может сделать что-то не так. Что-то не так с большими последствиями. С очень большими. С финансовыми потерями, если его заставили возмещать стоимость растаявшего по его недосмотру (вине) мороженого в грузовике.
- Начиная отношения, человек даже не осознанно, но чувствует ответственность за то, кто он, какой он в этих отношениях, что происходит. И немеряно возрастает ответственность, если образуется семья, рождаются дети. Дети могут заболеть, умереть – и с этим потом придется жить.
- Заводя собаку, человек подспудно понимает свою ответственность – что собака, вообще-то, может впиться в ногу гражданке Кукуевой 87 лет от роду, что приведет к обширному инфаркту, и так далее…
- Покупая недвижимость… (ох-хо-хо!)
- Начиная свой бизнес… (ну это вообще конец!)
Тревога за будущее, за последствия, за результаты выборов, жизненных и не очень – естественный спутник каждого человека. Для кого-то она едва ощутима, а для кого-то – с трудом переносима.
Именно в этом смысле важно понимать, что играть или развлекаться для этого человека – лучший выбор. Наиболее соответствующий способностям и возможностям.
Потому что вокруг – огромный страшный мир.
3. О родителях и компьютерах
С одной стороны, конечно, “мы живем в эпоху информационного общества” и все такое. Ценные навыки, те, что передавались из поколения в поколение, конечно, сменяются чаще, чем сами поколения. Родители – не авторитет, авторитет – википедия, блоги, влоги и пр.
Но с другой стороны, ценность отношений никто не отменял. Можно просмотреть тысячи страниц в интернете, отыграть тысячи часов в “игрушках”. И все равно в глубине души понимать: это не то.
Голод по отношениям, настоящим, есть. А как его реализовывать – непонятно.
Одновременно ну не верю я, чтобы у родителей, которые обращаются с ребенком как с человеком, а не как с объектом или даже нарциссическим расширением (“он(а) – мое продолжение”, “мое место приложения сил”, “он определяет, насколько я хорош(а), справился(-лась)”), не было чего-то поинтереснее, чем у компьютера.
И одновременно не верю я, чтобы “в компьютер” “лезли” от хорошей жизни.
Но встать из-за него, пойти на психотерапию, устроиться на работу, почувствовать, что твоя жизнь – только твоя, начать что-то делать – сложно.
- На это нужны силы, моральные в первую очередь.
- На это нужно – собственное желание.
И мне верится, что у человека от 12 и старше, который просиживает массу времени за компьютером в качестве отдыха и развлечения, не может быть все в порядке. Как правило, далеко не в порядке:
- Со своими желаниями, которые благополучно “отбивались” и заменялись на другие (“только идиоты хотят идти в балет, хорошая профессия – это врач!”),
- с заботой о себе, с опорой на собственное мнение (“мал еще, мнение свое иметь!”, “я тебе скажу, как правильно, запоминай!”),
- с ощущением собственности, единственности и уникальности своей жизни – что, в общем, она одна, и другой, “запасной”, “трех сердечков” как в игре, нету.
Тем не менее, важно понимать, что ребенку, собственно, неоткуда взять эту позицию – кроме как из неуважения родителей к его жизни, его желаниям, его телесным потребностям (да и к своим, в общем, тоже).
Это никак не снимает ответственности за откровенный “слив” жизни за компом (почти как в унитаз). Но это хотя бы подсказывает, что же делать дальше.
Nota Bene: Если оставить компьютер и вернуться в реальный мир, то придется в лицо выражать другим людям, что отношения с ними тебе не нравятся / не подходят, и прикладывать массу усилий к тому, чтобы найти те отношения, которые нравятся и подходят. С родителями это сделать сложнее всего.
Что делать тому, кто “целыми днями в компьютере”?
1. Осознать,что проблема есть. (Почти как в “Анонимных алкоголиках”, да).
Либо признать, что да, действительно, именно так я и распоряжусь отпущенными мне годами жизни.
2. Посмотреть на то, что происходит вокруг. Это вообще питательная среда для роста, учебы, жизни?
Если нет – то пойти и организовать себе подходящую среду. Начать работать. Снимать жилье (пусть даже делить съемную комнату с соседом). Готовить еду. Мыться вовремя. Гулять часто.
3. Внезапно обнаружить, что когда среда организована правильно (питательно, спокойно, комфортно) – то появляются желания. Собственные!
Хочется карьеры – или учебы?
Хочется семью – или много внимания от противоположного пола?
Хочется стать (кем-то), делать (что-то), попробовать (нечто)?
4. Нарабатывать собственный опыт.
Правда, определенное количество шишек не только закаляет лоб и развивает голову, которая “не может болеть, она же кость” ((с) армейский анекдот).
Опыт – это еще и собственные написанные книги о том, что же такое – эта жизнь.
Вместо суррогата, который позволяет уйти в мир грез, не иметь реальных отношений, реальных достижений и реальной личности.
Ведь личность образуется вследствие условий жизни – и благодаря этому может наконец сама их изменять.