Многие люди мучаются переживаниями: “Как я мог (поступить так), ведь знал же…”, “Почему я, хоть и хотела быть хорошей, постоянно делаю другим плохо?” Или, например, почему мир нравственно разлагается и катится в пропасть, морально деградируя до пьющей, курящей, занимающейся сексом и вопросами престижа биомассы….
Стыд, вина и мораль, нравственные принципы. Все это работало еще век назад, и все это значительно меньше “работает” для современного общества.
Почему так?
Давайте разбираться!
Социологическая часть
Начнем с обществоведения. В самом деле, еще совсем недавно (до 50-60-х гг. в США, до 70-80-х на территории (бывшего) СССР моральные нормы и нравственные принципы значили очень многое. Человека легко было застыдить, обвинить, и он послушно “брал на себя” тяжкое бремя этих чувств.
Сейчас же заставить кого-то стыдиться своего поступка, или винить себя в произошедшем довольно сложно.
Это – закономерный результат длительного процесса.
а) Долгое время люди жили общинами, деревнями, семьями. Сейчас же вместо деревень (где все на виду – и все как единое целое) люди предпочитают мегаполисы. Соотношение (примерно) за век изменилось с 90/10 (деревня-город) до 10/90.
В городе вместо общественного порицания, общественной морали и карающего “единого целого” работает УК, ГК и НК, то есть – законодательство. “Отцовская функция” отдана на откуп государству.
б) Люди стали больше осознавать себя как личности, как индивидуальности.
В разные периоды этот процесс был разным – то ближе к “мы – единое целое”, (один народ, одна семья, значение семьи было большим), то к “каждый человек – уникальность”.
В частности, Карл Витакер отмечал периоды 20-х гг. (ценность индивидуальности), 30-40 (ценность семьи), послевоенные годы – реставрация ценности семьи, 60-70 – снова время индивидуальностей, и так далее.
У нас этот процесс немного запаздывает, и по моим личным впечатлениям, мы своеобразно преломили и отыгрываем “время хиппи”, время, когда ценность семьи, брака (а значит, и “морали ближнего круга”) минимальна.
Плюсы – большая свобода творчества, самовыражения, больший потенциал, но меньше опоры на ценности (а значит, и меньше уверенности в будущем).
Итак, стыд и вина, как и нравственные принципы, чахнут и “загибаются” там, где личность внезапно осознаёт себя таковой и начинает оценивать себя самостоятельно.
Не без “перегибов на местах” – то есть, не без детской дури и юношеского сверх-энтузиазма, но все же.
Психологическая составляющая
К сожалению, не все принципы одинаково полезны.
Большинство из них дети усваивают в довольно раннем детстве, а потом очень слабо осознают.
Знакомы ли вам фразы:
- деньги это зло,
- нужно быть хорошим ко всем людям,
- улыбнись тому, кто сидит в пруду, и он улыбнется тебе,
- девочки должны хотеть замуж,
- мужчина должен обеспечивать семью,
- на обед надо есть суп,
- достойный человек всегда поступает правильно…
(список практически бесконечен).
И уже первый взгляд подростка на усвоенные нормы, догмы и правила, выявляет, что они работают, мягко говоря,
а) не всегда
б) почему-то не для всех.
Это вызывает недоумение, злость, но одновременно провоцирует “проверить на прочность этот мир”.
Возвращаясь к социологии, помним, что у нас человек-в-городе – это Личность, причем часто – личность, довольно странно сформировавшаяся (без достаточной поддержки, опеки, с “кривой” привязанностью, в неблагополучных и дисфункциональных семьях, и т.п.)
В итоге мы имеем: взрослых “подростков”, которым очень трудно жить в этом мире. Они не имеют устойчивой связи со значимыми людьми, и одновременно воспринимают свою свободу действий как безнаказанность и право на совершение любых действий.
В итоге они управляются по большей степени инстинктами и неосознанными побуждениями (“куда хочу – туда лечу! я птица вольная!”)
А в гештальт-подходе…
По структуре функции Я (Self) в теории гештальт-терапии моральные (нравственные) принципы относятся к Персоне (Persona) – такой части, которая отвечает за самоописание:
- кто я?
- какой я?
- что я умею (умел)?
- чего я (обычно) хочу?
- чего я достоин (недостоин)?
- что для меня важно (ценно)?
- что для меня допустимо (недопустимо) делать?
В общем, все, что отвечает за оценку себя.
Наши установки, нравственные и иные ценности – наиболее “медленная” часть психики.
В Ид процессы протекают постоянно. Эго-функция “подключается”, когда надо уравновесить Персону и Ид, сделать верный выбор (хочу в туалет, но туалетов поблизости нет, допустимо ли мне прямо на площади справить нужду?)
А дальше результат этого выбора – действие – и его оценка (какой я был, когда справил нужду на площади) – “записываются” в самоописание.
Персона меняется очень, очень медленно, и под действием только достаточно внушительных сил.
Плюс к этому, многие люди имеют
- уплощенное,
- нечеткое,
- не соответствующее действительности описание себя.
Им тупо непривычно задумываться о себе.
Ведь для того, чтобы оно сформировалось “с точностью до наоборот”, четким, объемным, реальным, нужны навыки рефлексии (думания о ситуации и себе, анализа).
Тем не менее, у многих людей Личность представляет собой довольно-таки скудное описание, и с помощью защит психики исключает “неудобные” описания, например,
- - когда они напились и вели себя опасным для окружающих образом,
- - когда они поступили не так, как считают правильным для других,
- - когда они делали что-то, сообразно сиюминутным потребностям, не соотносили с описанием себя как “высокоморального человека”, например.
Т.е. потребность (ИД) оказалась сильнее, чем установка. Голод оказался больше страха наказания за воровство еды…
Окончательные итоги по морали и нравственности в нашем обществе
В итоге: якобы-личности ходят между нами с вами, и делают многое из того, что взрослый и хорошо рефлексирующий (оценивающий, анализирующий себя) человек обычно себе запрещает.
Наказать их можно только по УК, ГК, НК. Но наказывать у нас, в отличие от Германии, не принято – “на своих не стучат”, “своих не сдают”.
“Отец” в виде государства игнорируется людьми, так как папашка попался самодур, и ему никто не верит (читайте – играет в игру “собака сверху и собака снизу“).
Хорошей привязанности (чтоб, грубо говоря, “перед мамкой было стыдно, что у нее сын такой”) – не сформировано.
А люди – что люди. Люди пытаются в этом во всем жить и по возможности оставаться добрыми.