Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Что такое нуминозность, плохое и хорошее нуминозное?

| 0 комментариев

Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Начнем с зарисовки. За этим гоняются абсолютно все. Этого хотят наркоманы под кайфом, об этом мечтают влюбленные. За этим ходят в храмы и ездят в другие города и страны. Позврослевшие дети, приходя к психологу или на личную психотерапию, желают именно этого – хорошего нуминозного переживания. Что же означает слово “нуминозный”, что за особый сорт переживаний обозначают им?

Что такое нуминозность?

Если по-простому, почти по-словарному, то под нуминозностью понимают “священное чувство” или “чувство священного”. Если вы когда-либо искренне обращались к высшим силам, то  наверняка ощущали “божественное присутствие” или “божий промысел”.

Нуминозность – это всегда переживание, его невозможно померить в граммах.

Его описывают как таинственное и устрашающее.

Впервые описал это переживание Рудольф Отто. Он основывался на трудах Канта.

Р. Отто (1869—1937), написавший труд «Святое»

Отто взял за основу латинское слово “нумен”, которым в Древнем Риме описывали могущественную силу божеств. Именно она, по мнению римлян, и распоряжалась судьбами людей.

А чувство нуминозного Отто считал врожденной психической данностью, которую нельзя сводить к духовному образованию. 

Юнг о нуминозном

Трудно ожидать, чтобы такой полумистик, как Юнг, не затронул тему нуминозного и нуминозности. Он первым сформулировал целостную теорию о том, что человек переживает не только личный, но и коллективный опыт. А значит, чувство нуминозности тоже относится к коллективному опыту.

Кстати, разбираясь, с “внеличным” опытом, он пришел к идее, что существуют универсальные и изначальные структуры коллективного бессознательного. Их он назвал архетипами. Их природа мифологическая. А те переживания, которые будят в нас архетипы, передают чувство священного – того самого «нуминозного».

Спорил ученик Фрейда и с учителем, подмечая, каким “священным” Зигмунд Фрейд делает свое учение. Юнг – о Фрейде, захваченном нуминозной силой (сексуальности):

«Из разговора с Фрейдом я понял, что он боялся, как бы нуминозный свет его сексуальной теории не был погашен «мутным потоком грязи». Таким образом, возникла мифологическая ситуация: борьба между светом и тьмой. Здесь кроется объяснение ее нуминозности, а также того, почему Фрейд сразу же прибегнул к своей догме как к непосредственному религиозному средству защиты».

Исследователи религиозной психологии

К тем, кто занимался вопросами нуминозного и нуминозности, относятся не только вышеперечисленные ученые. Существует отдельное понятие – психология религии. Эта ветвь психологического знания изучает не только это понятие (переживание высшего), но и:

  1. возможность описания разных объектов (таких как сама практика, церемонии, личные переживания, взгляды и действия);
  2. вероятные объяснения разных религиозных феноменов психологическим языком;
  3. влияние феноменов на то, как живут отдельные люди и общество в целом.

В чем суть: часть людей и правда не выбирает религию и вероисповедание. Они получают его или ее от родителей, от той среды, в которой растут и воспитываются. Но другая часть приходит к религии осознанно. Чаще всего это происходит в результате нуминозного переживания. Это особое состояние может быть:

  • после тяжелого расставания;
  • как результат исцеления, неожиданного решения проблемы;
  • после сложных жизненных ситуаций и испытаний (от ДТП до концлагеря).

Как ни странно, кроме основоположников психологии религии (в США – У. Джеймс, Стэнли Холл, Дж. Лейба, в Европе – фон Хюгель, Р. Отто, Ф. Хайлер, Ж. Маршал, А. Вергот), ею занимались и психологи классических направлений. Например, это Абрахам Маслоу (да-да, тот самый, изобретший “пирамиду потребностей”), Эрих Фромм и другие.

Некоторые исследователи (Г. Стэнли Холл) считают христианство, например, “чисто психологическим проектом”.

Так что там по просветлению?

Если оставить за скобками религию как социальный проект и как воспитательную систему (будь по образу и подобию), мы получим следующее. Чистое “переживание божественного”, некой особой значимости события или внесобытийного трепетного чувства позволяет нам подняться над обыденностью.

А ведь именно этой наполненности смыслом, цельности и ощущения незримой цели всего сущего ищет каждый человек. Тот, который тянется за “кайфом” в виде вещества, занятия или человека. Тот, который приходит к психологу за утешением и исцелением своих душевных ран.

Кажется, что нуминозное не просто возводит на новый уровень опыт, а позволяет сбросить реально существующие ограничения. Выйти за пределы себя и своей маленькой жизни. Так ли это? Сейчас доразберемся.

Моя любимая книжка

Натан Шварц Салант книгаЕсли вы хотите почитать об этом удивительном чувстве – нуминозности, то я рекомендую вам такую: “Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь”. Автор, Натан Шварц-Салант, выдвигает свое видение этой проблемы. Существует два вида нуминозного переживания: позитивное (воодушевление, родство с миром, высшая цель и смысл) и негативное (ощущение поглощенности, захваченности, божествеенного страха – вплоть до ужаса).

Как описывает автор, оба эти переживания описывают состояние слияния с чем-то большим. В первом случае – с “большим, чем я, но безусловно хорошим”, а во втором – с пугающим, неизведанным, способным изменить (если не извратить) всю суть человека.

Божественная благодать и вдохновение – или божественный ужас и благоговение перед природой, высшим, творцом?

С каким нуминозным опытом столкнетесь вы? Как вы его выдержите и как объясните для себя?

В конце концов, будет ли это действительно “божественным откровением” или вашим желанием пережить что-то особенное, придать вашему опыту смысл и значение? Остается лишь гадать…


Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Leave a Reply

Required fields are marked *.

*