Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Эксперименты в гештальт-терапии: опыт клиента

| 0 комментариев

Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

эксперимент в гештальттерапииЭксперименты в гештальттерапии бывают. Но последнее время все больше набирает популярность “диалоговая модель” – сидим и создаем диалог. В то же время мэтры гештальт-терапии, обсуждая диалог, утверждали, что настоящий диалог, то есть общение двоих – редкость. На самом деле есть один человек, второй и много, очень много социального окружения, социально обусловленных – мыслей, фраз, движений, форм – которые тоже участвуют в диалоге.

Предложение (и предвкушение) эксперимента вызывает:

- страх,

- сомнения,

- настороженность,

- чувство ужаса от неопределенности (мало ли что может случиться).

Одновременно диалог – это возможность:

- успокоиться,

- убедиться, что рядом – человек (люди), часто – “тоже человек”,

- расслабиться,

- найти принятие, поддержку, ресурс для изменений.

Почему же стоит идти на эксперименты? По моему опыту, самые крупные подвижки в психотерапевтическом процессе у меня происходили во время или благодаря экспериментам.

Одновременно самая значительная поддержка, восстановление сил, “рекреационная деятельность” (я бы ее так назвала) для меня оказывалась именно в диалоге.

Какие эксперименты я видела своими глазами / проходила на собственном опыте?

При мне:

 на группе
- били банки (стеклянные! об стену! ради выражения агрессии),
- искали дистанцию (один человек приближается к другому, а второй ощущает, каково ему, когда с ним общаются издалека, на среднем, на близком расстоянии),
- учились говорить “нет” (разными способами),
- разыгрывали совместную историю,
- рисовали общую картинку.

Сама я участвовала в таких “сомнительных мероприятиях”, как:
- “пустой стул”, на который мысленно “усаживают” важного человека и разговаривают “за себя” и “за него” (методика работает с 50-х годов прошлого века, если не дольше)
- “переходный объект” (обнять игрушку, выбрать игрушку и поговорить от ее имени, рассказать ее-свою историю),
- искала место (психотерапевт просто сказала: ” А ты не думай, где твое место в жизни. Ты встань. Встань. Не торопись. Осмотрись и выбери в комнате место, которое отражает одно твое состояние. Выбрала? Почувствуй, как оно тебе. А теперь выбери другое место, которое отражает второе состояние. И как тебе?”),
- толкалась со стенкой,
- и даже… резала кабачок! (который любезно пожертвовала для этих целей психотерапевт)).

На обучающей у нас очень много экспериментов, которые позволяют получить собственный опыт и собственные представления:
- о сопротивлениях
- о коммуникации, об общении,
- о психотерапевтическом процессе.

Например, такой эксперимент, как
- сесть спина к спине, один участник рассказывает о чем-то, второй – “поддакивает”, поддерживает, но не перебивает. После этого “поддакивающий” начинает отодвигаться, постепенно отдаляться (упражнение на проекцию и на слияние),
- эксперимент “расскажи о другом, что, как ты думаешь, он любит или не любит, что ему свойственно или несвойственно” и многие другие.

Объединяет эти эксперименты – живое взаимодействие “здесь-и-сейчас” (вместо “полоскания” всевозможных “там и тогда было то-то”), которое для комфорта ограничено определенными, заданными заранее рамками (время, место, тип упражнения, структура действий).

Каким бы ни был эксперимент, важно не только сделать что-то новое, получить свой собственный опыт создания новой формы – отношения, общения, действий, но и осмысление эксперимента.

Сам эксперимент может продолжаться и 5, и 10 минут – а его обсуждение, обдумывание и принятие как нового опыта может занять довольно долгое время.


Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Leave a Reply

Required fields are marked *.

*