Про стимулы: внутренние, внешние. Как стимулировать себя правильно?

 

Ох, как хочется иногда подобрать идеальный, наилучшим образом подходящий стимул! Как хочется стимулировать себя — быть лучше, уметь больше, дерзать чаще, справляться без ошибок! Однако благими намерениями вымощена дорога в… нечувствительность. И проблема здесь — в стимулах (stimulus с латинского — палочка, которой подгоняли животных).

Иногда, когда внутренних стимулов не хватает, люди начинают искать стимулы внешние.

Примеры? Звонит мне подруга и говорит: «Слушай, скажи, что я дура!» (чтобы сделать что-то, на что не хватает сил и мотивации)

Или вот еще: «Давай, мотивируй меня! Я хочу поменять работу, а не могу!»

К сожалению или к счастью, но мозг человека приспосабливается достаточно быстро — в том числе и к раздражителям. А именно их и представляют собой «подгонялы»-стимулы.

Острые палки с шипами впиваются в мягкое место — или вы себя «пинаете»: «ну когда же ты наконец займешься… » (сделаешь…, перестанешь). Не все ли равно?

И точно так же, как на огрубевшей коже образуются мозоли, грубеет «кожа» и теряется чувствительность к стимулам.

Сегодня на поход в спортзал подвигало «ну ты и говно, приятель!»

Завтра потребуется уже «говно-говно».

Послезавтра…

Тут, кстати, и до депрессии, которой давят себя люди. недалеко. По крайней мере, до депрессивных состояний, упадка сил.

Дальше — сложнее, с этими стимулами и поощрениями.

Стимулы, между тем, могут быть (по мнению некоторых ученых) внешними и внутренними. Что имеется в виду? Внутренний — это «я так хочу, мне это надо». Внешний — всегда про оценку любого рода (деньги, признание, награды, похвала). Об этом подробнее рассказывает теория подкреплений Скиннера.

Так вот, оказывается, есть единственное узкое место, в котором внутренний и внешний стимул может взаимно «перемкнуть» и порушить весь процесс. Это если… хвалят (подкрепляют внешними стимулами) в тот момент, когда были и кое-какие внутренние.

Примеры: волонтерам их деятельность уже не кажется такой вдохновляющей или захватывающей, если за нее платят.

Дети перестают испытывать внутренний интерес при добавлении оценок  — деятельность превращается в такую, которая не делается без внешних стимулов…

В результате со стимулами внутренними и внешними лучше так:

если есть хоть малейший внутренний интерес в форме:

— я могу узнать что-то новое, чему-то научиться,

— мне это просто интересно,

— я могу реализовать себя в этом направлении —

то лучше не добавляйте в такое замечательное занятие «а если сделаешь больше — получишь конфетку».

Позвольте своему интересу расти, воплощаться, не насилуйте себя тем, что вам внезапно перестало быть интересным!

В результате большинство делает наоборот:

1) «ага, у меня это получается — хочу это делать больше, лучше, надо замотивировать себя покрепче» (читай — привязать к этому занятию),

2) «ага, интерес пропадает — надо его чем-нибудь взбодрить, желательно — посильнее».

Иногда со стороны кажется, что у человека этих разнообразных стимулов (стимулюсов, острых палочек) — как инструментов у заправского палача.

Одна беда — чем больше и разнообразнее практика внешнего стимулирования — тем меньше чувствительность и тем вернее будет нужен внешний стимул для продолжения деятельности.

«Бью, чтобы толк вышел. Толк вышел — бестолочь осталась»

(с) народный анекдот

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *