Эксперименты в гештальт-терапии: опыт клиента

эксперимент в гештальттерапииЭксперименты в гештальттерапии бывают. Но последнее время все больше набирает популярность «диалоговая модель» — сидим и создаем диалог. В то же время мэтры гештальт-терапии, обсуждая диалог, утверждали, что настоящий диалог, то есть общение двоих — редкость. На самом деле есть один человек, второй и много, очень много социального окружения, социально обусловленных — мыслей, фраз, движений, форм — которые тоже участвуют в диалоге.

Предложение (и предвкушение) эксперимента вызывает:

— страх,

— сомнения,

— настороженность,

— чувство ужаса от неопределенности (мало ли что может случиться).

Одновременно диалог — это возможность:

— успокоиться,

— убедиться, что рядом — человек (люди), часто — «тоже человек»,

— расслабиться,

— найти принятие, поддержку, ресурс для изменений.

Почему же стоит идти на эксперименты? По моему опыту, самые крупные подвижки в психотерапевтическом процессе у меня происходили во время или благодаря экспериментам.

Одновременно самая значительная поддержка, восстановление сил, «рекреационная деятельность» (я бы ее так назвала) для меня оказывалась именно в диалоге.

Какие эксперименты я видела своими глазами / проходила на собственном опыте?

При мне:

 на группе
— били банки (стеклянные! об стену! ради выражения агрессии),
— искали дистанцию (один человек приближается к другому, а второй ощущает, каково ему, когда с ним общаются издалека, на среднем, на близком расстоянии),
— учились говорить «нет» (разными способами),
— разыгрывали совместную историю,
— рисовали общую картинку.

Сама я участвовала в таких «сомнительных мероприятиях», как:
— «пустой стул», на который мысленно «усаживают» важного человека и разговаривают «за себя» и «за него» (методика работает с 50-х годов прошлого века, если не дольше)
— «переходный объект» (обнять игрушку, выбрать игрушку и поговорить от ее имени, рассказать ее-свою историю),
— искала место (психотерапевт просто сказала: » А ты не думай, где твое место в жизни. Ты встань. Встань. Не торопись. Осмотрись и выбери в комнате место, которое отражает одно твое состояние. Выбрала? Почувствуй, как оно тебе. А теперь выбери другое место, которое отражает второе состояние. И как тебе?»),
— толкалась со стенкой,
— и даже… резала кабачок! (который любезно пожертвовала для этих целей психотерапевт)).

На обучающей у нас очень много экспериментов, которые позволяют получить собственный опыт и собственные представления:
— о сопротивлениях
— о коммуникации, об общении,
— о психотерапевтическом процессе.

Например, такой эксперимент, как
— сесть спина к спине, один участник рассказывает о чем-то, второй — «поддакивает», поддерживает, но не перебивает. После этого «поддакивающий» начинает отодвигаться, постепенно отдаляться (упражнение на проекцию и на слияние),
— эксперимент «расскажи о другом, что, как ты думаешь, он любит или не любит, что ему свойственно или несвойственно» и многие другие.

Объединяет эти эксперименты — живое взаимодействие «здесь-и-сейчас» (вместо «полоскания» всевозможных «там и тогда было то-то»), которое для комфорта ограничено определенными, заданными заранее рамками (время, место, тип упражнения, структура действий).

Каким бы ни был эксперимент, важно не только сделать что-то новое, получить свой собственный опыт создания новой формы — отношения, общения, действий, но и осмысление эксперимента.

Сам эксперимент может продолжаться и 5, и 10 минут — а его обсуждение, обдумывание и принятие как нового опыта может занять довольно долгое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *