Ох, как хочется иногда подобрать идеальный, наилучшим образом подходящий стимул! Как хочется стимулировать себя – быть лучше, уметь больше, дерзать чаще, справляться без ошибок! Однако благими намерениями вымощена дорога в… нечувствительность. И проблема здесь – в стимулах (stimulus с латинского – палочка, которой подгоняли животных).
Иногда, когда внутренних стимулов не хватает, люди начинают искать стимулы внешние.
Примеры? Звонит мне подруга и говорит: “Слушай, скажи, что я дура!” (чтобы сделать что-то, на что не хватает сил и мотивации)
Или вот еще: “Давай, мотивируй меня! Я хочу поменять работу, а не могу!”
К сожалению или к счастью, но мозг человека приспосабливается достаточно быстро – в том числе и к раздражителям. А именно их и представляют собой “подгонялы”-стимулы.
Острые палки с шипами впиваются в мягкое место – или вы себя “пинаете”: “ну когда же ты наконец займешься… ” (сделаешь…, перестанешь). Не все ли равно?
И точно так же, как на огрубевшей коже образуются мозоли, грубеет “кожа” и теряется чувствительность к стимулам.
Сегодня на поход в спортзал подвигало “ну ты и говно, приятель!”
Завтра потребуется уже “говно-говно”.
Послезавтра…
Тут, кстати, и до депрессии, которой давят себя люди. недалеко. По крайней мере, до депрессивных состояний, упадка сил.
Дальше – сложнее, с этими стимулами и поощрениями.
Стимулы, между тем, могут быть (по мнению некоторых ученых) внешними и внутренними. Что имеется в виду? Внутренний – это “я так хочу, мне это надо”. Внешний – всегда про оценку любого рода (деньги, признание, награды, похвала). Об этом подробнее рассказывает теория подкреплений Скиннера.
Так вот, оказывается, есть единственное узкое место, в котором внутренний и внешний стимул может взаимно “перемкнуть” и порушить весь процесс. Это если… хвалят (подкрепляют внешними стимулами) в тот момент, когда были и кое-какие внутренние.
Примеры: волонтерам их деятельность уже не кажется такой вдохновляющей или захватывающей, если за нее платят.
Дети перестают испытывать внутренний интерес при добавлении оценок – деятельность превращается в такую, которая не делается без внешних стимулов…
В результате со стимулами внутренними и внешними лучше так:
если есть хоть малейший внутренний интерес в форме:
- я могу узнать что-то новое, чему-то научиться,
- мне это просто интересно,
- я могу реализовать себя в этом направлении -
то лучше не добавляйте в такое замечательное занятие “а если сделаешь больше – получишь конфетку”.
Позвольте своему интересу расти, воплощаться, не насилуйте себя тем, что вам внезапно перестало быть интересным!
В результате большинство делает наоборот:
1) “ага, у меня это получается – хочу это делать больше, лучше, надо замотивировать себя покрепче” (читай – привязать к этому занятию),
2) “ага, интерес пропадает – надо его чем-нибудь взбодрить, желательно – посильнее”.
Иногда со стороны кажется, что у человека этих разнообразных стимулов (стимулюсов, острых палочек) – как инструментов у заправского палача.
Одна беда – чем больше и разнообразнее практика внешнего стимулирования – тем меньше чувствительность и тем вернее будет нужен внешний стимул для продолжения деятельности.
“Бью, чтобы толк вышел. Толк вышел – бестолочь осталась”
(с) народный анекдот