Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Про стимулы: внутренние, внешние. Как стимулировать себя правильно?

| 0 комментариев

Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Ох, как хочется иногда подобрать идеальный, наилучшим образом подходящий стимул! Как хочется стимулировать себя – быть лучше, уметь больше, дерзать чаще, справляться без ошибок! Однако благими намерениями вымощена дорога в… нечувствительность. И проблема здесь – в стимулах (stimulus с латинского – палочка, которой подгоняли животных).

Иногда, когда внутренних стимулов не хватает, люди начинают искать стимулы внешние.

Примеры? Звонит мне подруга и говорит: “Слушай, скажи, что я дура!” (чтобы сделать что-то, на что не хватает сил и мотивации)

Или вот еще: “Давай, мотивируй меня! Я хочу поменять работу, а не могу!”

К сожалению или к счастью, но мозг человека приспосабливается достаточно быстро – в том числе и к раздражителям. А именно их и представляют собой “подгонялы”-стимулы.

Острые палки с шипами впиваются в мягкое место – или вы себя “пинаете”: “ну когда же ты наконец займешься… ” (сделаешь…, перестанешь). Не все ли равно?

И точно так же, как на огрубевшей коже образуются мозоли, грубеет “кожа” и теряется чувствительность к стимулам.

Сегодня на поход в спортзал подвигало “ну ты и говно, приятель!”

Завтра потребуется уже “говно-говно”.

Послезавтра…

Тут, кстати, и до депрессии, которой давят себя люди. недалеко. По крайней мере, до депрессивных состояний, упадка сил.

Дальше – сложнее, с этими стимулами и поощрениями.

Стимулы, между тем, могут быть (по мнению некоторых ученых) внешними и внутренними. Что имеется в виду? Внутренний – это “я так хочу, мне это надо”. Внешний – всегда про оценку любого рода (деньги, признание, награды, похвала). Об этом подробнее рассказывает теория подкреплений Скиннера.

Так вот, оказывается, есть единственное узкое место, в котором внутренний и внешний стимул может взаимно “перемкнуть” и порушить весь процесс. Это если… хвалят (подкрепляют внешними стимулами) в тот момент, когда были и кое-какие внутренние.

Примеры: волонтерам их деятельность уже не кажется такой вдохновляющей или захватывающей, если за нее платят.

Дети перестают испытывать внутренний интерес при добавлении оценок  – деятельность превращается в такую, которая не делается без внешних стимулов…

В результате со стимулами внутренними и внешними лучше так:

если есть хоть малейший внутренний интерес в форме:

- я могу узнать что-то новое, чему-то научиться,

- мне это просто интересно,

- я могу реализовать себя в этом направлении -

то лучше не добавляйте в такое замечательное занятие “а если сделаешь больше – получишь конфетку”.

Позвольте своему интересу расти, воплощаться, не насилуйте себя тем, что вам внезапно перестало быть интересным!

В результате большинство делает наоборот:

1) “ага, у меня это получается – хочу это делать больше, лучше, надо замотивировать себя покрепче” (читай – привязать к этому занятию),

2) “ага, интерес пропадает – надо его чем-нибудь взбодрить, желательно – посильнее”.

Иногда со стороны кажется, что у человека этих разнообразных стимулов (стимулюсов, острых палочек) – как инструментов у заправского палача.

Одна беда – чем больше и разнообразнее практика внешнего стимулирования – тем меньше чувствительность и тем вернее будет нужен внешний стимул для продолжения деятельности.

“Бью, чтобы толк вышел. Толк вышел – бестолочь осталась”

(с) народный анекдот

 


Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Leave a Reply

Required fields are marked *.

*