Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Психология отсутствия желаний: 3 ответа, куда они уходят

| 0 комментариев

Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

А вы знаете, куда на самом деле уходят желания? Почему с возрастом хочется меньше всего – и секса, и зарабатывать, и получать удовольствие от жизни? В какие периоды мы сталкиваемся с отсутствием желаний и что думает психология об этом? Узнайте, как вернуть ваши желания обратно.

Согласно главному постулату буддизма, желание приводит к страданиям.

Именно из-за этого – что нам что-то надо – мы и мучаемся, и тревожимся, и маемся. Не будет желаний = не будет страданий…

Казалось бы, все так. Но те, кто реально сталкивается с отсутствием желаний, говорят о другом. Их не окутывает благодать, на их лице не светится безмятежная улыбка счастья. Почему так? Потому что в психологии отсутствие желаний – это отсутствие энергии. Не какой-то мистической, а вполне реальной.

Хочет человек чего-то значимого, большого – и двигается к этому.

Ничего не хочет – и лежит на диване. Неоткуда взяться ни интересу, ни возбуждению (в широком смысле).

Незачем жить. Ничего не двигает.

Еще отсутствие желаний в психологии называется апатией. Словарное определение очень точно:

Состояние полного безразличия, равнодушия.
В Википедии слово расшифровывается подробнее:
“Апатия (греч. α- «без» + греч. πάθος «страсть») — симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.”
Вместе с отсутствием устремлений приходит безразличие (буквально – без-различие, неразличение, чего я хочу, что мне интересно, как будто в мире больше нет объектов, все в общей серой пелене.
Предположим, что вы все же не валяетесь в клинической (“настоящей”) депрессии, когда даже встать с постели – проблема.
Тогда посмотрим, куда ушли ваши дорогие, будоражащие, подымающие даже со смертного одра, буквально животворящие желания.

Желания и их отсутствие в терминах гештальт-терапии

Возможно, вы помните статью про депрессию (“Давил-давил, и додавил!“). В ней приблизительно описан этот механизм. Каждое “Я” (селф-процесс) представляет собой три “этажа”:

  • персонэлити (кто я, какой я, что я умею, откуда я пришел, что мне можно и нельзя);
  • эго-функцию (что я буду делать, что я выбираю);
  • ид-функцию (“детская часть”, желания, стремления).

Последняя – самая быстрая, реагирует больше на текущие раздражители. Первая – самая медленная, но и самая стабильная, на годы. И тогда отсутствие желаний в терминах гештальт-терапии – это “придавленность” эго, его раздавленность между довольно сильными желаниями (которые нельзя-нельзя) и мощной “персоной” (“я должен быть …”, “я не имею права на…”).

В итоге и эго не работает (не может выбрать), и слабо слышно ид-функцию – к ней не прислушиваются.

Ну да, проще ведь запретить себе хотеть, чем развенчать старые стереотипы о себе и попробовать, найти как сделать, придумать форму для конкретного желания!

Может, вы хотели совсем не напиться (допустим, этого вам нельзя), а хотели на самом деле – развеселиться. Но веселиться по-другому не учились и не пробовали…

Может, вы хотели не семью-мужа, а просто хорошего секса. Или много-много флирта! Но это нельзя, намерения должны быть только самые серьезные!

Отсутствие желаний как последствия интроектов

И тут мы подходим к следующей части: а почему, собственно, нельзя?

Есть 4 разные позиции:

  1. я окей и мир окей;
  2. я хорош, но мир плохой;
  3. я плохой, а мир хороший;
  4. я плохой и мир плохой.

Итого если и с вами и с миром все в порядке, то нельзя у вас мало и они по делу. Если же вы считаете, как в пунктах 2 или 3, то вам многое нельзя.

Запрет находится на уровне Персонелити, в форме интроекта:

  • для “мир плохой” – вокруг страшные люди/уроды/гады/эгоисты; никто тебе просто так ничего не сделает; того, что тебе надо, в мире нет; экономика рушится, все дорого;
  • для “я плохой” – ты не справишься, ты слаб, тебе не положено, ты виноват – куда тебе еще какие-то радости, ты должен родителям/супругу/детям, нечего о себе думать!

Поищите, какие интроекты (“проглоченные” убеждения) вас останавливают от того, чтобы желать.

Травма как запрет на будущее и желания

Среди отдаленных (от полугода и больше) последствий психологической травмы есть и такое: человек не видит своего будущего. Не может мечтать, не способен желать и хотеть, добиваться и получать. Будущего нет, оно закрыто. Человек просто не хочет жить.

Это самый сложный вариант отсутствия желаний: в психологии работа с травмой очень медленная, а на проблему “ничего не хочу” мало кто жалуется. Чаще жалоба будет о “эпизодах, которые всплывают в неподходящий момент”, может – о нерешительности, проблемах со сном, едой, базовыми человеческими потребностями. Даже ангедония – отсутствие удовольствия – тоже бывает чаще, чем “что-то я ни о чем не мечтаю”.

Что происходит при травме: фактически распадается “я” клиента. В желании задействован (и создает его) наш Ид, наша живая часть, а при травме человек словно мертвеет внутри и запрещает себе хотеть.

Что делать:

  1. выговориться (дебрифинг), чтобы сложилась цельная картина и последовательность – что произошло;
  2. признать, что травма случилась не по вине травмированного;
  3. собрать распавшиеся части себя (в т.ч. “запрещающую” себе будущее).

После проработки травмы должно не остаться эмоций по ее поводу – останутся только факты  (“вот в это я попал(а), и вот так из этого вышел(-шла)”).

Это благодатный и важный путь из состояния “не вижу будущего, не могу себя “отправить” туда” к ресурсному состоянию “хочу, могу и делаю”.

Поделитесь в комментариях, было ли у вас время, когда вы ничего не хотели, и что вы делали с отсутствием желаний, как выбирались оттуда.

Ведь ничего не хочет на самом деле только мертвый человек (либо просветленный, но такие не читают статьи в интернете:)).

Словарик

Желание – мотив, опредмеченная потребность.

Желание направлено на получение удовольствия, т.е. реализация базовых потребностей не относится к желаниям.

Удовольствие – признак реализации желания.


Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Leave a Reply

Required fields are marked *.

*