«Нет-нет-нет, мне не было страшно», «я не боюсь сделать (что-либо)», «не страшно, если он уйдет», «я — не из пугливых». Все эти фразы так легко «выскакивают» при первом же намеке на интерес к тому, как собеседник проявляет чувство страха, в каких ситуациях он его ощущает.
В нашем обществе стало модным бояться… страха.
Страх отрицают на словах.
Страх вытесняют, привычно не замечают.
Между тем чувство страха — одно из базовых, вполне понятных, допустимых, естественных и даже замечательных.
Оно позволяет вовремя сориентироваться: вот это еще можно делать, а это уже — не стоит, это действие, вероятно, за гранью моих возможностей. Со мной может произойти:
— что-то плохое,
— что-то, с чем я не справлюсь,
— что-либо нежелательное (не то, что я хотел(а) бы в итоге вот такого действия).
Страх — это более чем нормально.
Однако если спросить человека — «ты боишься?», «тебе страшно?» — в 90% случаев вы получите — «да нет, ну что ты», «я не такой».
Почему так? И что с этим делать?
1. Страх — синоним отвержения чего-либо или кого-либо
Страх, как эмоция, по словарю определяется как субъективное переживание исключительной неприязни. А значит, у страха всегда есть адрес, имя и фамилия, название объекта или субъекта.
В результате получается такая «заковыка»: «Как же я, здоровый взрослый человек, признаюсь, что я чего-то боюсь? Я большой, я очень большой, я всемогущий! Я со всем справлюсь!»
Увы, эти побуждения заставляют людей снова и снова повторять свои ошибки — вступать в отношения, где страшно, заниматься делом, в котором страшно облажаться, прыгать через яму 3 метра длиной, когда на самом деле физически перепрыгнуть возможно только 2…
И особенно страшно признаться в своем страхе: да, вот это я считаю для себя не подходящим, а еще и бОльшим, чем я, не могу это протаранить, разрушить и переделать заново. Проще сбежать.
2. «Страшно интересно», или путаница со страхом
Страх стоит на грани интереса-приближения и желания сбежать. Страх — это маркер чего-то нового в жизни, неизведанного. Синоним неизвестного результата взаимодействия.
В итоге проще придумать, будто я смелый человек и ничего не боюсь, или сверх-умный человек, супермозг, который уже предусмотрел и знает результат любого взаимодействия с любым объектом или субъектом.
Я вот, например, не знаю, что будет с рукой, если сунуть ее в жидкий азот, и на сколько времени ее можно сунуть, чтобы вынуть не поврежденной. И в этот момент во мне борются любопытство и страх.
И чувство страха, кстати, позволяет вовремя «притормозить коней», почитать, что же выйдет, если,.. а как это делали другие люди,.. а какие законы физики при этом работают… То есть — остаться целой и с целой рукой.
По-моему, очень полезный страх, не так ли?
3. Смелость — это не синоним бесстрашия
Многие искренне убеждены, что страх — это фу, это «как маленький», а в жизнь нужно вступать бесстрашно. Увы, на чувство страха словно наложено табу:
— это для маленьких,
— это для глупеньких, которые верят в «страшилки»,
— это для ограниченных, которые боятся выйти за порог.
Однако смелость — это нечто совсем иное, чем бесстрашие. Без чувства страха очень легко нарваться на очень серьезные неприятности. А смелость — это способность, удерживая чувство страха, добиваться, решаться, делать что-либо.
Если «глаза боятся, а руки делают» — то это очень здоровый страх и очень взрослая смелость:
— смелость пробовать и ошибаться,
— смелость действовать и брать на себя ответственность за результат действий,
— смелость поступать так, как тебе хочется, с оглядкой на реально действующие законы — физики, общества, химических веществ и так далее.