Страх потерять контроль над собой — на самом деле очень распространенный. Он близок:
— к страху сумасшествия (распада личности) — «а не сумасшедший ли я, если делаю (вот это)?»
— к страху отвержения («мир / значимые люди отвергнут меня», «я останусь один»),
— к страху смерти («…и я умру, один»).
И что, правда, умрете?
Страх потерять контроль над собой — очень невротический. Он выполняет очень важную роль — ограничивает людей, удерживает их от:
— физически опасных действий (напиться — убиться),
— социально опасных деяний (неправомерных, вызывающих отвержение и одиночество),
— действий, которые невозможно будет принять как часть собственного опыта («это как будто не я делал(а) / говорил(а)»).
Итого: страх потери контроля — про границы, которые мы ставим сами себе.
Про пользу страха потери контроля
С одной стороны, такой страх действительно служит добрую службу 99% людей на Земле:
благодаря страху, они воздерживаются от того, чтобы напиться и пойти работать крановщиками, электриками, водителями. Они удерживаются от того, чтобы сделать больно другому человеку.
Даже ссорясь, злясь, конфликтуя, часть ресурсов каждый вменяемый человек использует для отслеживания: а как я выгляжу со стороны? Не перешел ли я границы дозволенного?
«Мебель в офисе от злости швырять можно — или нельзя?» Вероятно, в каком-то проценте случаев не только можно, но и нужно — в качестве способа отстоять себя и свои интересы. Но в подавляющем большинстве случаев все-таки скорее «нельзя», или даже так — «крайне нежелательно».
Про вред страха потери контроля
Пока этот страх выполняет определенные функции — «стопоров», ограничителей, реально необходимых по ситуации — все в порядке. Но как и со многими страхами, может и не получиться дальше «мавр сделал дело, мавр может уходить».
Этот «мавр», страх потерять контроль над собой, довольно часто может действовать вопреки пьесе вашей жизни:
— приходить не вовремя, когда вздумается,
— удерживать от серьезных изменений, новой сферы деятельности — даже если вы «просто пробуете» («ага, щаз!» — говорит страх и пугает: вот как натворишь сейчас этих ужасных вещей!),
— не уходить в заданное время: когда ссора уже завершилась, или сложный момент прожит, человек продолжает себя «есть поедом»: а не слишком много ли я сказал, а не вышел ли я из себя — и где гарантии, что позволив себе сегодня рявкнуть на секретаршу, я завтра не убью собаку, допустим, а там и до человека недалеко…
Со стороны последняя цепочка выглядит нелогично и неразумно. Но изнутри пугающийся (пугающий себя) человек склонен «накручивать» многие страхи — и страх потерять над собой контроль — не исключение.
Что делать? Как не дать этому страху волю?
Три правильных вопроса «к себе», если вас волнует, а не слишком ли вы тревожитесь о потере контроля:
1. Сколько в ситуации моей ответственности?
На самом деле, сядьте и прикиньте: сможет ли вас кто-либо остановить, что-то сказать. Кстати, что именно вам скажут в ответ на ваше «фантомас разбушевался»? Подумайте об этом.
Скорее всего, если вы и вправду потеряете контроль, рядом будут люди. А уж они не преминут вам заметить, что вы уже «слишком», «переборщили» со своими проявлениями — гневными, любовными или любыми другими.
Поразмышляйте о том, что вокруг вас — люди, и на них тоже есть часть ответственности за то, что происходит.
2. Думает ли сумасшедший, что он сумасшедший?
Это вообще шикарная фраза-коан*.
* фраза, над которой в восточных практиках размышляют и медитируют. Например, «представь хлопок одной ладони».Как правило, сумасшедшие как раз не осознают своего безумия (а если начинают осознавать — то это путь к выздоровлению). Они уверены, что на 100% адекватны, а «это в мире что-то не так».
Если вы боитесь потерять контроль над собой — это значит, что вы уже контролируете себя, более или менее, но во всяком случае — достаточно для того, чтобы справляться с обычной социальной ситуацией.
3. Вот потеряете контроль — и что? Что именно случится? Пофантазируйте, поразмышляйте об этом.
Какие другие мысли вам приходят в голову, если отложить страх потери контроля? Вот все случилось: вы невменяемы, вы себя не контролируете. И что произойдет?
Сценариев «в голове» может крутиться очень много. Предугадать, какой вы сейчас выберете, я не в силах. Могу только предложить рассмотреть этот сценарий с точки зрения «и кем я тогда стану».
Чаще остальных выглядывают такие роли:
— «и вот все увидят, что на самом деле я неспособный, слабый, маленький, беззащитный, разваливаюсь, исчезаю»,
— «всем станет очевидно, какой я ужасный человек, монструозный, кошмарный, огромный, невероятный, порву всех».
То есть, на самом деле под страхом потерять контроль над собой вполне могут скрываться:
— страх исчезнуть самому (выяснить вдруг, что «я занимаю незаслуженно много места в жизни других»),
— страх уничтожить весь мир (и тут вдруг я начал(а) понимать, что занимаю незаслуженно мало места — и стал(а) раздуваться до нужного /желаемого размера).
«Сладкий бонус» для самых внимательных:
Получается, человек изначально говорит о контроле над собой, имея в виду сомнение в том, кто он есть как индивидуальная личность.
Все потому, что очень часто бывает страшно столкнуться с собой реальным. Ни большим, ни маленьким. Которого кто-то может уничтожить (а хотя бы и морально, хоть и на время), и который кого-то может уничтожить (сделать больно). В общем, живым человеком.
Именно так и происходит на группах, во время групповой психотерапии. Сначала в группе много стесняются, смущаются, зажимаются и выглядят «лапочками и зайчиками». Потом, через какое-то время, начинают позволять себе больше, отыгрывая вторую половину (начинают позволять себе простые, в общем-то, вещи — проявлять себя «таким, какой я есть» — и у многих это четко связано с собственной «монструозностью, кошмарностью». Мол, неприемлемо выразить самый первый душевный порыв: «а то вдруг я своими проявлениями всех буду крушить, как слон в посудной лавке).
И только потом приходит ощущение:
а) достаточной безопасности мира для того, чтобы быть в нем — собой, а не маской или ролью,
б) того, что «и я раним, чувствителен, сделан не из камня и не из железа», и такой же способностью раниться об ваши слова обладает другой человек,
в) истинный, настоящий выбор «из глубины души» быть побережнее — как к другому человеку, так и порой — к себе (даже — о ужас! — невзирая на других, в первую очередь побеспокоиться о себе).
К сожалению, по книжкам этому научиться невозможно. Это такое знание-ощущение, которое можно вырастить в себе, к которому можно прийти — как к личному убеждению. Но невозможно принять снаружи. А значит, если вы хотите перестать контролировать себя слишком сильно, или хотите видеть, насколько влияют на вашу жизнь другие, как они тоже полегоньку помогают вам не потерять человеческий вид — то стоит пойти на терапевтическую группу. Много (около 5-7) участников, много мнений — а в итоге вы лучше увидите, как вы воздействуете на разных по складу и темпераменту людей.