Среднестатистический человек чаще всего имеет одно из двух мнений о себе:
«Я хороший/хорошая»:
— старается не делать другим людям больно, неприятно,
— держит все «плохие» чувства при себе,
— жертвует ради других (а нужны ли жертвы на самом деле?),
— стремится к хорошему, к х
орошим («правильным«) привычкам, успешному образу,
— имеет ценности, которые одобряются большинством.
«Я ужасно плохой/плохая»:
— я не оправдал(а) ожиданий,
— вложения в меня бесперспективны, я все хорошее от других людей «смываю в унитаз»,
— я — чудовище, не имеющее право на существование, которое (разочаровало родителей, совершило ошибку, запороло проект, невовремя легло спать или почистило зубы, докатилось до жизни такой).
Истина, как всегда, где-то посередине.
Но к сожалению, до этой середины еще нужно дойти:
— научиться жертвовать только в крайних ситуациях,
— научиться заботиться о себе (сначала, а потом уже о других),
— перестать подавлять свои желания, импульсы,
— научиться замечать свое настроение и состояние.
Зачастую это можно сделать только через «плохого мальчика» или «плохую девочку».
Это такое особое состояние, когда на время (реже — навсегда-всегда) перестаешь замечать других людей, их потребности, их состояние после общения с таким вот «плохишом».
Конечно, это очень тяжело вынести окружающим — в той или иной степени.
И конечно, можно наделать ошибок и даже (о ужас!) остаться в одиночестве из-за того, что пробуешь быть «плохишом».
Но тем не менее, зачастую это состояние именно временное.
И обусловлено это вот чем.
1) Чтобы услышать свой (часто — тонкий) «голос души», приходится заставить всех других заткнуться.
К сожалению, когда мнения других длительное время значат больше, чем собственное, очень легко перегнуть палку — и быть уверенным в том, что это «они так орут» (в то время как у «хорошего мальчика» или «хорошей девочки» словно настроен на других людей стетоскоп, увеличивающий силу мнения другого человека в десяток раз).
2) Часто заметить «свое» возможно только полностью отбросив «чужое», на энергии отрицания.
Вспомните трехлетних детей, если их спросить: будешь это? — первый ответ будет НЕТ! — и именно «нет» и важно научиться говорить ребенку. Только после определенного навыка «НЕТ» значимому человеку — и только если его из-за этого «нет» не отвергают — возможно сказать очень честное и открытое ДА тому, что предлагают люди.
3) «Плохой» — не означает антисоциальный, разрушающий любые связи.
В некоторой степени с человеком в состоянии «плохиша» можно удержаться рядом, если не противоречить его мнению. Но, в общем, это неполезно для обеих сторон.
И уж точно настойчивое и местами очень неприятное «нет», «ты не прав», «уйди» не означает «я тебя хочу уничтожить». Зачастую это значит «дай мне свободное пространство, чтоб я точно знал(а), что мне не придется отвоевывать право на свое мнение.
И вот как раз этот итог — «мне не нужно воевать за свою правоту» — и можно вынести из этого состояния «плохой девочки» или «плохого мальчика».
Именно они позволят не соглашаться с чем-то, отказываться от мнения, предложения — если они не подходят.
А это — практически основной компонент здоровых головы, тела и духа:)