Вопрос «Кто виноват в моих бедах?» возникает гораздо раньше, чем продуктивный «И что делать?» О вине размышляют в каждом случае, когда чувствуют себя подавленными, словно побитая собака. Тягостное, тяжелое чувство вины придавливает, не дает свободно дышать и хорошо себя чувствовать.
В вопросе «Кто виноват, что у меня все плохо» / «что я плохо живу» / «что мне тяжело» содержится подсказка, направляющая в сторону ответа.
Это — слово КТО.
Но и здесь не все гладко — это слово дает сразу три неверных направления, и только одно верное.
Итак, кто же виноват?
Три неверных ответа:
1. Я сам(а). — Часто граничит с самообвинением, самобичеванием. Это так же неразумно, как «помогать» ребенку, упавшему и разодравшему коленку, подзатыльниками.
Признайтесь себе честно: вам этот ответ помогает?
2. Никто не виноват, просто так случилось, я здесь ни при чем. — Игра в «невинную овечку», в жертву обстоятельств и заложника социума. Лишает опоры на себя, лишает сил для того, чтобы сладить с ситуацией.
По-хорошему бы, если вы искренне выбираете такой ответ, стоит разобраться: где проходят ваши границы? Что вы реально можете для себя сделать?
3. Другие виноваты (конкретные имена, пароли, явки: муж, жена, отец, мама, начальник, организация, ребенок, ребенкина школа). Позволяет переложить ответственность на другую сторону. Но лишает возможности что-либо сделать самостоятельно, как и в предыдущем пункте.
Единственное отличие — от вины можно быстро перейти к обиде: виноват другой, ему и «расхлебывать», а значит — надо на него надавить поскорей!
Что можно предложить вместо трех неправильных вариантов?
Вместо «КТО ВИНОВАТ» — спросить «ЧЬЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»!
— В отношениях — ответственность по типу 100 на 100%, а не 50/50.
То есть, насвинячить может действительно близкий человек. Но моя составляющая ответственности — принимать это или не принимать.
— В отношениях с организациями — ответственность в режиме 100% за свою жизнь и здоровье, в том числе психическое.
Не нужно думать, будто вы можете обвинить кого-то — и он резко все исправит. Если вы убеждены, что в просроченном продукте, который вас отравил, виноват магазин, то это ваша ответственность
— махнуть рукой (и не покупать в нем больше, как вполне рабочий вариант)
— или отправить жалобу, проконтролировать ее рассмотрение, потребовать уведомить вас о проверке магазина и т.д.
Не ждите, что за вас все сделают. Это детская позиция.
Смотрите, что вы реально можете сделать, а что — нет.
Одновременно отходите от категоричного «я виноват(а)» или «он(а) виноват(а)».
В белорусском языке слово «вина» означает «долг». Например, «Он мне денег винен (должен)».
Рассматривайте чувство вины только как тревожную сигнализацию, показывающую образование этого «долга-ответственности», а не как повод грызть себя, давить себя — или же других.
И будьте здоровы!