Простота, которая почему-то хуже воровства — это такой вид наивности, который не приносит радости и не вызывает приязни. Бывает же наивность — чистая и искренняя, приносящая беззаботность, легкость. А другая наивность — от нежелания думать, хотя казалось бы — все возможности для этого есть…
Почему говорят, что простота хуже воровства?
Сознательное воровство неуловимо восходит к язычеству и своего рода культу силы. Кто сильный — тот, мол, и прав. И когда обворовали, но по-хитрому, приложив недюжинные умения, несмотря на очевидный ущерб, где-то в фоне есть и восхищение. «Это ж надо, так придумал — что даже меня вокруг пальца обвел!» Восхищение к сильному, пусть и преступившему некоторые общечеловеческие законы — есть.
А вот восхищение к иному простому человеку, который просто делит на «черное» и «белое», своих и чужих, правильно и неправильно, который упорно гнет свою линию, отбрасывая любые аргументы, причем не из хитроумности, а от собственного невежества и только — штука невероятная. В смысле, не существует. Порой сталкиваясь с такой безапелляционной, безмятежной и тупой простотой, я испытываю что-то среднее между раздражением и брезгливостью. Действительно, иная простота хуже воровства…
В технике упрощение — хорошо. В дизайне упрощение — хорошо. А полное упрощение — это механизм, который рано или поздно (на очередном витке упрощаторства) возьмет, да и откажет.
Недаром в науках появляются «физико-химии», «химико-биологические» направления. На стыке наук. Чтоб, значит, только в своем соку не вариться. Усложнять себе жизнь:)
Или вот взять мою любимую психотерапию. В этом деле больше половины клиентов приходит за упрощением — «Мне в жизни сложно, дай-ка ты мне, терапевт, волшебную пилюлю / хороший совет / мощного пенделя / четкую схему, что происходит / карту местности, и чтоб клад был обозначен крестиком». И удивляются, когда встреча за встречей терапевт не то что не упрощает, а и усложняет жизнь.
Сталбыть, в жизнь появляется объем.
- Сначала полз по одной координате.
- Потом — уже в двухмерном пространстве.
- В трехмерном.
Степеней свободы все больше, как и ответственности за то, куда и как и с каким темпом направляешься.
Три вида «простоты, которая хуже воровства»
1. Мне кажется очевидным, что самая главная «координата», определяющая простоту, которая хуже воровства, такую нелепую, самоповреждающую, вредящую владельцу наивность — это разделение всего надвое.
Еще не разобрался, кто с чем пришел, кто чего хотел,
а уже «знает», кто прав, кто виноват.
Скорый на выводы — скор и на расправу.
Неумение выдерживать «И люблю, И ненавижу», «И хочу, И испытываю отвращение», «И тянусь к человеку, И торможу, чтоб не «влететь» в отношения — приводит к быстрым выводам. Instant coffee. Вроде и пахнет кофе, но продукт… так себе, своеобразный.
2. Второй момент — ригидность, в смысле — «стабильность любой ценой». Насаждение своих ценностей. «Только так, и не иначе». Простота такого рода заставляет упускать невероятное — ценой «гарантированной пшенной каши до конца дней». Что-то важное такой человек не замечает, потому что «надо делать то-то».
К сожалению, книжку про ригидность я прочла, и в курсе, как это работает. А работает довольно печально.
Не имея внутреннего «стержня», собственного (всем своим существом) ощущаемого «цензора», человек выдумывает цензоров внешних. Родителей (в виде начальства, государства, свода правил, законов, милиции). Соблюдает, такскть, и других стращает.
Уж лучше б обворовал, чем так обрубать, как поленце, каждого подходящего. Папа УКарло, блин.
3. Еще нюанс — недоверие. «Откуда такое недоверие, гражданин начальник?» — вопрошал интеллигент Голый голосом Гоблина. В самом деле, вместо того чтобы доверять — это мне сейчас кажется хорошим, важным, такой «простак» не ценит момент. А чего его ценить, в самом деле. Глубины момента, такскть, нету. Зато есть (см. п.2) нормы и правила. Вот к ним и обратимся — при всяком удобном случае.
Что-то печальная у меня картинка вышла, Простака Простофилевича, и немного злобная. Не планировала я, не хотела… А все же именно такие чувства — печали невстречи и раздражения, как от колючего шерстяного свитера — я и испытываю, сталкиваясь с простыми, обесценивающими, меряющими все своей линейкой (у кого, мол, больше? чего достиг?), но по сути — пресными людьми. Я люблю яркие цвета и нежные цвета, и свинцовый серый, и насыщенный лиловый, я люблю пряности и всякости, от маринованного чеснока до бельгийского шоколада. Я люблю запахи… а когда их нет — то очень страшно провалиться в этот вязкий вакуум…
Мне кажется, что тут проблема, скорее, в неравномерности развития. Вся эта простота уместна в определенном возрасте, в детстве воспринимать что-то иначе, например, не как черно-белое просто физически невозможно. А дальше что-то развивается быстрее, а что-то нет. Может потому, что просто и незачем — нет стимулов или интересных моментов, которые мотивируют развиваться.
А что такое 3я простота — я не оч понял. Простота в том, чтобы недоверять?