Начну сразу с главного тезиса, чтобы не тянуть кота за хвост.
Познакомившись с первой частью «Что значит — сильный человек«, вы наверняка увидели массу антипримеров и не слишком отчетливые примеры.
Так какой же человек — сильный?
Тезис:
то, что в бытовой психологии (обыденной) называют «сильный человек», в рамках психотерапии (многих направлений, не только гештальт-подхода) можно назвать —
ответственный человек.
Ответственность — это не что иное, как личный выбор, личный смысл каждого действия (в идеале).
Ребенок по факту рождается безответственным. А это значит:
- слабым (но не беспомощным — сосательный рефлекс уже изначально заложен),
- нуждающимся в окружающих, их заботе,
- и даже без собственного психического аппарата (у него буквально нет психики, есть только «физика», в смысле — физиологические реакции.
Младенец не способен «переваривать» свои переживания, создавать даже самые примитивные концепции — как он живет, и как сделать, чтобы жилось иначе.
По мере взросления растут сразу три составляющие:
- когнитивный аппарат (учится думать, оперировать абстрактными понятиями),
- эмоциональный аппарат (функции эмоций усложняются, но одновременно и их «мощность» постепенно теряет значение: ни горе, ни счастье, ни злость не охватывают целиком и безраздельно),
- поведенческий аппарат (постепенно растет зазор между реакцией — «что-то произошло, внутри или вне меня», и стимулом — «а я в ответ на это сделаю вот так!»).
Сильный человек — тот, который прошел через естественные стадии развития, прошел через сепарацию со значимыми фигурами (отец, мать, учитель), и может сам выбирать:
- что думать о происходящем,
- как реагировать (замечает свои эмоции сам, без подсказки родителей и окружающих: «ты обиделся?»),
- как действовать.
Но на самом деле такое состояние — не про полнейшую независимость, а скорее — про:
- личный выбор (личный — значит, делается от своей личности, которая уже сформировалась, существует, «работает»),
- личную ответственность («я попытался(-лась), и вот как это подействовало в моем случае. Что ж, с результатом тоже мне жить.»).
С «верхней» стороны находится полюс всемогущества («Я ответственный за всё, и всё из-за меня!» (с)),
с «нижней» стороны — «мне все должны», «это все не из-за меня», «я не приложил никаких усилий, чтобы это случилось», «окружающие мне вредят», «суки-гады, из-за вас я теперь…».
То есть, привычные собака сверху и собака низу.
А настоящая сила — она и правда, в правде (пардон за каламбур), только одно уточнение — в личной правде человека. В его мотивах, желаниях, и его усилиях, которые он приложил, чтобы добиться желаемого или выяснить, что это (пока что) невозможно. Это отличает сильного взрослого человека от ребенка, который:
а) не может отвечать за свои действия,
б) не может принять результат в той мере, в которой он реально принадлежит ему,
в) не может (примерно до подросткового возраста) опираться на собственные моральные нормы и формировать свои ценности.
В результате сильным человеком может быть:
— и мать, которая подняла троих детей сама (если таков был ее личный выбор),
— и женщина, которая (о ужас) сдала детей в детдом, поняв, что она «не потянет» (например, у нее тяжелое заболевание, туберкулез, рак, либо она понимает, что даже воспитатели в детдоме будут лучше заботиться о ее детях),
— и мужчина, который стал прекрасным отцом (в отличие от его собственного отца),
— и мужчина, который решил, что дети, дом, семья — это не для него (как минимум, этому сильному человеку пришлось выдержать неслабое давление общества по этому поводу).
А какие интересные примеры силы у людей знаете вы?
Напишите об этом в комментариях!
А теперь — главный вопрос: Как же воспитать в себе сильную личность? Как стать сильным человеком? Читайте об этом здесь!
Наконец-то прочитала дельную статью о сильных людях. Спасибо. В ТОПе Яндекса на первых позициях статьи, которые скорее смешат нежели помогают разобраться. (Сильный человек работает только на себя!).
Ответственность — ключевое слово, теперь мне ясно.
спасибо:) мне приятно