Почти все воспринимают слово «самооценка» в связи с достижениями, успехом. Люди связывают высокую самооценку — с высокими результатами, а низкую — с очень малыми. На деле же высокая самооценка может привести к беде, а низкая — наоборот, защитить от проблем.
Как это работает и на чем базируется самооценка?
Самооценка: словарный термин и реальность
Самооценка — очень «скользкий» термин. Высокая самооценка кажется желательной — мол, вот он я, какой замечательный. Низкая — с «тряпкой», ущербностью, недостатками.
Однако на деле все иначе.
Согласно словарям,
«Самооценка — это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.»
Высокая самооценка — высокая оценка себя, хорошие и отличные достоинства, почти незаметные недостатки…. Красивая картинка? А в реальности получается:
- Человек берется за дела, в которых на самом деле некомпетентен, регулярно не справляется либо даже бросает начатое.
- Человек думает, что он более значим для других, чем это есть на самом деле.
- Позитивный образ себя (уточню: более позитивный, «раздутый», большой) оборачивается тем, что человек пытается продвинуть свое мнение там, где его не спрашивали либо оценивают ниже.
Низкая самооценка — это не только низкая оценка себя, недостаточные достоинства и заметные недостатки. Это еще и:
- Основа для хорошей, качественной рефлексии (что я мог сделать лучше, в чем я хочу развиваться, что я еще не умею/не способен, но хотел бы).
- Подспорье в развитии, увеличении возможностей, расширении своего влияния.
- «Ух ты, а ты еще и это умеешь/можешь/знаешь» от знакомых, коллег, родственников.
- Исходно заниженная (по сравнению с реальной) значимость для других.
Где-то рядом с легким занижением оценки себя находится скромность — очень полезное, хорошее качество!
На чем на самом деле основывается самооценка?
Все мы рождаемся с полным отсутствием представлений о себе. Младенцам даже надевают «рукавички», чтобы они не поранили себя, чтобы не зарядили себе пальцем в глаз, например.
Благодаря отклику родителей, обнимашкам, удовлетворению потребностей (и, к слову, их неудовлетворению и собственному неудовольствию тоже) мы выясняем что-то о себе.
Потом это знание «о себе» становится все сложнее и изощреннее. «Я СЯМ!» трехлетки. Потом — впечатления дошкольника, полученное не только от родителей, но и от соседей во дворе, дядь и теть, ровесников, воспитательницы. После — впечатления школьника, полученные от одноклассников и учительницы. В самооценку никогда не перестает что-то «капать» — даже когда человеку 50, 60, 70.
И ключевым моментом становится наличие «репрезентативной выборки». Мнений разных людей.
То есть, чем шире круг тех, кто о нас отзывается — тем разнообразнее мнения о нас.
А само-оценкой этот накопленный багаж знаний называется напрасно.
И бесполезно твердить себе аффирмации: я велик, я прекрасен, я могуч, как дуб — разве что цель — стать тем самым дубом.
Еще раз: играет роль то, что кто-либо значимый о нас сказал. После мы формируем ценности, с которыми «сверяем» образ себя.
«Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался: — Чив ли я? Мама-
Горький. «Воробьишко»
Как поправить самооценку?
Собирать мнения других людей. Но не просто спрашивать, а делать и собирать положительный отклик на сделанное.
Ведь на самом деле один и тот же человек может быть:
- «Нубом» в компьютерах.
- Профессором или доктором наук.
- Интересным собеседником для образованных людей — и совершенно скучным старикашкой для молодежи, собравшейся выпить и поесть шашлычка.
- Отличным пловцом, способным преодолеть пару километров в холодной воде.
- Никудышным танцором.
Итого человеку, прежде чем «поправлять самооценку», важно сделать так, чтобы :
а) он принимал себя как человеческое существо, достойное всего в пределах правового поля: любви, ласки, уважения, заботы, интереса;
б) он понимал, что он более способный в одних областях, и порой «дуб дубом» — в других;
в) он очерчивал круг своих интересов и принимал, что скорее всего, балериной, сменившей пол в 55, он не станет — т.е. разграничивал «хочу» и «могу», не привязывая их к самооценке.
Всегда есть ограничения — и всегда есть возможности.
Поправить самооценку может только «репрезентативная группа».
— Если я хочу стать самым известным профессором — то в чем, перед кем (каким студентам я хочу преподавать), и насколько это реально.
— Если я хочу стать пионером, вернуть молодость, возглавить неформальное движение, но я чувствую себя не ахти, сердечко пошаливает, а задора в глазах нет — то скорее всего, это область фантазий, и заниматься самобичеванием, мучить себя — «ах, какая у меня низкая самооценка» — бессмысленно.
Накопление опыта самооценки
В течение всей жизни так или иначе происходит накопление опыта:
- я смог(ла), у меня получилось;
- я не смог(ла), «продул(а)», не потянул(а).
Важно не обесценивать то, что реально получилось сделать. Тогда будет позитивное впечатление (я берусь за дело и могу его, справляюсь, выполняю до конца, и результаты тоже мои) о себе. И будет — ура! — нормальная, адекватная самооценка.
И одновременно: если ставить нереалистичные, далекие цели, невыполнимые задачи, то легко прийти к полярному ощущению (я не могу, не справляюсь, не довожу дела до конца, я немощный(-ая), бесполезный (-ая), никто ко мне не прислушивается, меня не ценят, да и я сам(а) себя не ценю).
Важно не путать низкую самооценку с «я себе не нравлюсь» — там другой механизм, с которым лучше сразу идти на личную терапию и разбираться: каким или какой же вы себя видите, что получается прям отвратительное/раздражающее существо.
Чаще всего здесь идет сильное расхождение «реального Я» и некоего «идеала, каким я должен быть».
А если еще все не настолько разбежалось, то рецепт улучшения самооценки прост:
- выбирать, что бы такого сделать;
- делать;
- замечать мнения других по этому поводу;
- выбирать мнения значимых других, реально разбирающихся в этой сфере (а не соседки, которая бурчит про всё и про всех);
- накапливать позитивные отклики о себе и опираться — на то, что «Я МОГУ!»