Много написано о психологическом насилии в отношениях взрослых людей. У детей, дошкольников и подростков есть свои уникальные потребности в очень важные для них годы становления личности. Чтобы ребенок рос и успешно развивался, он должен получить определенный опыт, такой, например, как надежная привязанность. К сожалению, не всегда у ребенка есть в доме место, где он чувствует себя в безопасности. Чтобы предотвратить травматические ситуации и помочь ребенку стать здоровой личностью, важно видеть и понимать, как может выражаться психологическое насилие.
Итак, что считается психологическим насилием по отношению к детям, дошкольникам и подросткам:
- Когда взрослый слишком занят, чтобы выслушать ребенка, которому необходимо поделиться своими чувствами, проблемами или мыслями.
- Преуменьшать значение обидной ситуации для ребенка.
- Преувеличивать значение обидной ситуации, когда ребенок чувствует, что он был не в силах ее остановить.
- Поддерживать созависимые или независимые отношения вместо взаимозависимых отношений.
- Не проявлять уважение к точке зрения ребенка, когда он не согласен с мнением взрослого.
- Не спрашивать, почему ребенок говорит что-то, а делать собственные выводы о том, что он имеет в виду.
- Наказывать за случайное происшествие.
- Стыдить ребенка за что-то, что он не хотел сделать.
- Использовать чувство вины или лгать о возможных последствиях, в ситуации, когда ребенок хочет делать что-то, что взрослый не одобряет.
- Принуждать ребенка улыбаться или обнимать кого-то, кого он не знает.
- Приравнивать ребенка к эмоции, которую он испытывает. Например, говорить: «ты ленивый» или «ты застенчивый», вместо: «ты сейчас ленишься или стесняешься», путая маркеры поведения и личности.
- Не защищать ребенка от возможной опасности, проявлять небрежность, игнорировать его потребности.
- Реализовывать свои мечты и желания при помощи ребенка, вместо того, чтобы позволить ему реализовывать свои способности.
- Заставлять ребенка вести себя как взрослый, когда он в силу своего развития не может справиться с ситуацией.
- Устанавливать правила, которые мешают развитию ребенка, исходя из своих страхов, а не правила, которые реально защищают ребенка от опасности.
- Проецировать нарциссическую самореализацию на ребенка.
- Сплетничать о ребенке с другими, читать его письма или журналы, не уважая его личное пространство.
- Не хвалить (поощрять) ребенка, который сделал что-то важное.
- Ожидать от ребенка выполнения тяжелой работы бесплатно, без всякого поощрения.
- Перегружать ребенка и не давать ему достаточно свободного времени для отдыха.
Помня про эти и другие ситуации, когда важно практиковать безопасную коммуникацию, вы сможете вырастить здоровых детей, которым потребуется меньший объем терапии на их взрослом пути. Будьте осознанными родителями и учителями.