психологическим, физическим, экономическим. Но последствия насилия в семье всегда есть. Выйдя из системы, где он не мог защититься, взрослый ребенок становится склонным к выученному бессилию. Человек вырастает замкнутым и тревожным. Он всегда настороже и никому не доверяет. И одновременно – очень нуждается в поддержке, близости…
3 главных психологических последствия насилия
В семье дети должны получать заботу, опеку, поддержку. Вместо этого один из родителей “буянит”, становится опасным. В итоге появляются такие три последствия насилия в семье:
- Недоверие.
- Гиперчувствительность (настороженность).
- Сверхответственность и бессилие.
Все они в разной степени и в различных комбинациях сохраняются и во взрослой жизни.
Недоверие после семейного насилия
В семье человек должен иметь право расслабиться. Максимальный контроль нужен на улице, в обществе, на работе. Те, кто переживал насилие в детском возрасте, ощущают себя несправедливо обиженными – и опасаются повторения ситуации. Они более склонны к контролю даже в близких отношениях. Это порождает холодок и недоверие, отчужденность – и одновременно желание оказаться в максимально безопасной обстановке.
Грубо говоря, эти люди мечутся между желанием наконец расслабиться и потребностью проконтролировать, что происходит в паре.
Чрезмерная чувствительность
Чуткому человеку тяжело жить. Он все время замечает то, что остальные вытесняют, не замечают, воспринимают как часть “фона”. Из-за чрезмерной сконцентрированности на всем сразу выросшему в обстановке насилия сложно сфокусироваться на своих желаниях.
Ему или ей нужно все время отслеживать мелочи:
- как посмотрели на него;
- о чем его попросили;
- что происходит вокруг, не плачет ли любимый(ая) в ванной;
- близкий человек хмыкнул – может, он имеет что-то в виду?
Постоянная включенность при повышенной чувствительности создает проблему для окружающих. Они тоже чувствуют себя скованными. Взаимное напряжение порождает странные формы отношений.
Приходится тщательно подбирать слова.
Нужно контролировать реакции тела – например, быстрое приближение приведет к тому, что привыкший к насилию отшатнется, напугается.
Лишнее слово может породить каскад ассоциаций и далеко идущих выводов (не в пользу отношений или человека).
Пара полярностей “ответственность–бессилие”
Ответственный человек ответственен за себя и за стариков или детей. За тех, за кого он взял ответственность в здравом уме и доброй памяти.
Человек, переживший в семье насилие, выходит из этой системы с “покореженным” аппаратом.
Пока он выживал в сложных условиях, он пытался брать ответственность за насильника:
- может, я не то сказал(а);
- сделал(а) не так;
- подумал(а) не о том;
- не соблюдал(а) определенные условия.
Пример: “Кто тебе после 11 вечера звонит?! Наверняка любовник(-ница)!” В разных семьях поводом для насилия становятся:
- определенные фразы;
- трата денег (даже согласованная ранее);
- изменение настроения.
Итого – невозможно полагаться на границы, которые работали еще вчера. Границы приходится все время перепроверять – и нести ответственность за их внезапное “нарушение” (вследствие изменения).
Естественно, соблюсти все выдуманные и изменяющиеся правила невозможно. И человек “падает” в бессилие: мол, я ничего не могу, совсем ничего!
Изменить такой опыт можно в психотерапии, где границы достаточно четкие, а ответственность делится по-честному.